Чеченское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации

17.02.2023

Председатель Чеченского отделения СТД РФ, приняла участие в выставочно-просветительском мероприятии, посвященном 200-летию выдающегося драматурга А.Н.Островского

г.Тверь

По приглашению директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Косаревой Оксаны Валентиновны, директор-художественный руководитель ЧГДТ им. Х.Нурадилова, Председатель Чеченского отделения СТД РФ, заслуженный работник культуры РФ, народная артистка ЧР Хава Лолиевна Ахмадова приняла участие в выставочно-просветительском мероприятии, посвященном 200-летию выдающегося драматурга А.Н.Островского. 

В связи с Указом Президента РФ от 13.11.2020 г. № 700 – 2023 год посвящен празднованию юбилея русского драматурга. Возглавила организационный комитет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель организационного комитета по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.Н.Островского – Татьяна Алексеевна Голикова. 18 июня 2021 года организационный комитет утвердил План основных мероприятий, исполнителями которого назначены: Министерство культуры РФ, Администрация Президента РФ, Минобрнауки России, Росмолодежь, Минцифры РФ, Минпросвещения России, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, Министерство культуры Чеченской Республики, Министерство культуры Республики Коми, Министерство искусства и культуры Ульяновской области, Министерство культуры Нижегородской области, Министерство культуры Республики Хакасия, СТД РФ, АО “Почта России”, АО “Госзнак”, ФГБУК “Государственный академический Малый театр России”, ФГБУК “Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского “Щелыково”, Администрация Костромской области, ФГБУК “Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина”, ИРЛИ РАН Пушкинский дом, Росархив, ФКУ “Российский государственный архив литературы и искусства”, ФГБУК “Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля”, ФГБУК “Национальный драматический театр России (Александринский театр)”.

Чеченская Республика принимает активное участие в работе над инициированными Президентом РФ культурными проектами, успешно реализовывает утвержденные планы в данной сфере. И в связи с объявленным в 2023 году юбилейным годом А.Н.Островского, Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова, при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации успешно реализовал проект – постановку спектакля “Женитьба Бальзаминова” (“Бальзаминовс зудайалор”), автор – Александр Островский, режиссер – Хава Ахмадова. Спектакль стал событием в театральной жизни региона, премьера состоялась 5 декабря прошлого года. Несмотря на то, что пьеса была написана Александром Николаевичем в 1861 году, она актуальна и в наши дни. Работа коллектива над спектаклем была начата задолго до 2022 года, но театр получил возможность вступить в активную фазу только в начале ноября прошлого года и вот уже в декабре состоялась успешная сдача спектакля. Режиссер-постановщик создала прекрасный спектакль, консолидировав все творческие силы театра.

Выставочно-просветительское мероприятие, посвященное 200-летию А.Н.Островского прошло также в рамках утвержденного Плана с 16 по 18 февраля в г. Тверь. Старинный российский город тепло принял участников – известные имена, яркие представители культуры из разных регионов страны получили возможность совместно совершить экскурсию по Твери, расширенно обсудить План празднования юбилея Александра Островского. В программу поездки вошел также показ спектакля “Гроза”, в постановке Тверского театра юного зрителя, (автор – Александр Островский, режиссер-постановщик – Вероника Вигг). Премьера состоялась 15 октября 2021 года. 

Пьеса по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, а также конфликт социальной драмы и личной трагедии. Пьеса вошла в школьную программу по литературе. Режиссёр Вероника Вигг говорит о спектакле: “У каждого из нас есть своя собственная гроза. Не атмосферное явление, а событие, которое навсегда изменило нашу жизнь. После “гроз” человеческие судьбы уже никогда не будут прежними. Гроза может сделать нас мудрее или слабее, страшнее или терпимей”. Спектакль особенно оценили представители российской театральной элиты.

17 февраля в здании Тверской академической областной филармонии состоялось торжественное открытие выставки Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля и Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского “Щелыково” – «А.Н. Островский. К 200-летию со Дня рождения». Статс-секретарь-заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова отметила: “У Александра Николаевича Островского были знаковые места творчества и жизни – это, в том числе, Тверь, Торжок, где драматург провел много времени. Здесь он исследовал жизнь и быт местного населения, впитал в себя картинки Тверской области. Мы их можем видеть в одном из известнейших его произведений – пьесе “Гроза”, где был описан Торжок, который Островский считал одним из красивейших городов России”. Выставка повествует о важнейших театральных произведениях Островского, созданных им в разные годы – от впервые опубликованной пьесы “Картина семейной жизни” (1847) до драмы “Без вины виноватые” (1884). За почти 40 лет работы Островский создал 47 оригинальных пьес. В экспозицию вошли иллюстрации к драматическим произведениям, фотографии сцен из спектаклей, портреты известных актеров в ролях из пьес Островского, дополненные впечатлениями современников о премьерах, отзывами литераторов и театральных критиков.

Далее прошло Пленарное заседание выставочно-просветительского мероприятия, посвященное 200-летию со дня рождения А.Н. Островского, под председательством Статс-секретаря-заместителя Министра культуры Российской Федерации – Маниловой Аллы Юрьевны, которая осуществляет контроль за деятельностью Департамента музеев и внешних связей, Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, а также Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия». В ходе Пленарного заседания слово было предоставлено директору-художественному руководителю Чеченского театра, Председателю Чеченского отделения СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ, народной артистке ЧР Хаве Лолиевне Ахмадовой. В своей речи она отметила: “Роль национальных театров в сохранении и популяризации классики русской драматургии невозможно переоценить. Это, пожалуй, самый эффективный и результативный путь формирования на региональном уровне культурной интеграции в области театрального искусства России”, в завершении обращения она добавила: «Сегодня всему национальному и традиционному противостоит быстро меняющийся глобальный мир, в котором искусственно стерты границы между понятиями «свобода» и «вседозволенность». Традиционная культура – это свидетельство существования наших предков. Сохраняя нашу культуру – мы оставляем свидетельство нашего существования, мы сохраняем маяки для будущих поколений, чтобы они не заблудились в глобальном океане ложных представлений о будущем мира».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Дорогие друзья, коллеги!

Роль национальных театров в сохранении и популяризации классики русской драматургии невозможно переоценить. Это, пожалуй, самый эффективный и результативный путь формирования на региональном уровне культурной интеграции в области театрального искусства России. Как один из примеров этого, хотела бы привести опыт Чеченского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова, который неоднократно, в разные годы, обращался к пьесам выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского.

1967 г. «Без вины виноватые» Островского, реж. Л. Хациев, худ. В. Григорьев.(чеч. яз.)
1979 г. «Женитьба Бальзаминова» реж. Р. Хакишев ( чеч. яз.)
2005 г. «За чем пойдешь, то и найдешь», реж. Р. Хакишев
2015 г. «Реальный Бальзаминов» (спектакль был поставлен на русском языке) реж. и худ. Д. Горник

В 2005 году, в то время, когда театр только возрождался и в городе небыло ни одной оснащенной театральной площадки, а все здания театров были на стадии реконструкции, именно в этих сложных условиях был поставлен спектакль по Островскому «За чем пойдешь, то и найдешь» (режиссер – Р.Хакишев). В послевоенной Чечне того времени увидеть постановку по пьесе Островского было очень значимо и символично, именно в эти тяжелые времена людям необходимо было напомнить о русской классике, о великом русском драматурге.

В ноябре 2022 года репертуар чеченского театра пополнился новым спектаклем – комедией «Женитьба Бальзаминова» Александра Николаевича Островского, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Постановка продемонстрировала в полной мере актуальные тенденции в развитии современного национального театра. Во-первых, безусловную и горячую поддержку на федеральном уровне – спектакль создан на грантовой основе при поддержке Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей РФ. Во-вторых, великолепный перевод позволил передать на чеченском языке всё богатство, широту и истинную народность того языка, которым написана комедия Островского. И самое главное, зритель тепло принял спектакль, ставший ещё одним шагом к сближению наших народов и взаимопроникновению культур. Неудивительно, что постановка пьесы «Женитьба Бальзаминова» ( реж. Х. Ахмадова , Худ. А. Сапаров ) на сцене нашего драматического театра стало ярким событием в театральной жизни Чеченской Республики.
Так как я представляю здесь национальный театр, хотелось бы, пользуясь случаем, ещё сказать о значении национального театра в социокультурной жизни нашей страны.

Роль национального театра в сохранении языков, культурного многообразия в единстве очень высока, это, своего рода, удивительный творческий инструмент духовно-нравственной скрепы многонациональной России, инструмент воспитания гармоничной и самодостаточной личности, гражданина и патриота..
Роль национальных театров в формировании этнокультурной идентичности актуальна в наше время – время кризиса и всевозможных вызовов и угроз, перед которыми стоит и весь мир, и наша страна.

В 2021 году в Грозный приезжал Государственный Академический Малый театр и в числе спектаклей был спектакль по пьесе Островского «Не все коту масленица», режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов. И несмотря на то, что это было сложное время – пандемия, было много трудностей – ограничения, шахматная рассадка, в зале Чеченского театра был полный аншлаг! Все это свидетельствует о том, что люди любят, ценят Островского, особенно в исполнении Малого театра.

Национальное в сочетании с общечеловеческим, переданное посредством творчества – это огромное богатство. И у России в этом плане мощный потенциал. Особенно сейчас появляются совершенно новые возможности для этнокультур, которым есть что предъявить миру.
2019 год в нашей стране был объявлен «Годом Театра», в том же году по инициативе СТД РФ и при поддержке минкульта РФ в Грозном состоялся первый Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация» , директором которого я являюсь. В тот первый и очень памятный год не все из нас до конца осознавали какое важное значение имеет фестиваль «Федерация» для национальных театров и какую важную роль играют национальные театры в деле сохранения культурного наследия народов России. Затем были: второй , третий и четвертый фестивали, которые прошли также при поддержке министерства культуры РФ, СТД РФ, Главы и Правительства ЧР.

Четыре незабываемых осени национальные театры нашей страны дарили зрителям и гостям фестиваля яркие эмоции.
Сегодня фестиваль Федерация – это творческая площадка, на которой представлено многообразие культур народов России, на которой звучат языки , находящиеся на грани исчезновения, рождаются новые идеи, создаются творческие альянсы, планируются обменные гастроли, то есть рождается будущее национальных театров.
И прошлый год, объявленный Годом сохранения культурного наследия народов России стал очередным импульсом для развития театрального дела в субъектах Российской Федерации, импульсом для развития национального театра.

Человек с высоким уровнем национального самосознания, как правило, обладает такими важными качествами, как патриотизм, толерантность, веротерпимость и, как правило, уважает историю и традиции других народов.

Я возглавляю Чеченский Государственный драматический театр имени героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, которому весной исполнится 92 года.
Вобрав в себя эстетическую память народа, чеченский театр взял на вооружение национальную литературу, поэзию, фольклор и философию, в которых главным мотивом звучит желание жить по законам справедливости и красоты.

С самого начала своего образования театр отражал чаяния и проблемы народа. В разное время на его подмостках были поставлены пьесы о жизни и деятельности известных исторических личностей. Театр всегда имел своего зрителя.

Традиции бережного отношения, всестороннего изучения и глубинного постижения нравственной ценности духовной культуры и фольклора чеченцев и других горцев Кавказа, заложенные великими русскими писателями: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым, сохраняются в настоящее время посредством театрального искусства.

И, завершая своё выступление, я скажу следующее:
«Сегодня всему национальному и традиционному противостоит быстро меняющийся глобальный мир, в котором искусственно стерты границы между понятиями «свобода» и «вседозволенность». Традиционная культура – это свидетельство существования наших предков. Сохраняя нашу культуру – мы оставляем свидетельство нашего существования, мы сохраняем маяки для будущих поколений, чтобы они не заблудились в глобальном океане ложных представлений о будущем мира. «Главная трагедия жизни – прекращение борьбы» – А.Н. Островский».

Спасибо за внимание!