9.04.2023
Амрану Германовичу Джамаеву – 74!
Чеченский Государственный Драматический театр им. Ханпаши Нурадилова поздравляет с Днем рождения А.Джамаева
9 апреля отмечает свой 74-й день рождения советский и российский чеченский актёр театра, заслуженный артист РФ, народный артист Чечено-Ингушской АССР, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, лауреат премии Фонда возрождения и развития культуры ЧР, лауреат премии Интеллектуального Центра ЧР “Сова” в номинации “Искусство”, удостоен медали “За заслуги перед Чеченской Республикой”, Почетный гражданин ЧР – Амран Германович Джамаев.
История семьи Джамаевых, как и многих других чеченских семей, насчитывает большое число испытаний, трудностей, они пережили не только тяготы Великой Отечественной войны, но и сталинские репрессии. В 1957 году Джамаевы вернулись на Родину из Казахстана, где в 1949 году и родился Амран Германович.
Джамаев поступил в среднюю общеобразовательную школу села Толстой-Юрт. Когда в село, где он жил, приезжали артисты со спектаклями у него небыло особого интереса к театру, он тогда не имел даже представления о том, что это такое. Как многие сельские ученики он участвовал в самодеятельном кружке. Но оканчивая школу в профессии так еще и не определился. Для театральной сцены Джамаев был открыт в 1968 году легендарным Абдул-Хамидом Хамидовым, который пришел в школу, где Амран учился в 10-м классе и объявил, что набирает курс желающих поступить в ГИТИС, эта была уже вторая студия, набирающая абитуриентов в этот вуз после возвращения чеченцев на родину. Из пяти человек прошел один – Амран Джамаев. Далее отбор был продолжен, первый и второй тур он достойно выдержал, третий тур отбора проходил перед московской комиссией, в которую вошли: Нина Викторовна Чефранова и Семен Хананович Гушанский (будущий мастер курса). В результате в студию ГИТИСа были набраны двадцать человек. Родители Джамаева были против и не хотели, чтобы Амран занимался театральным искусством, ссылаясь на то, что это не совсем жизнеутверждающая профессия, но ему удалось убедить их в том, что это его осознанное желание и они пошли навстречу выбору сына.
Далее он продолжил образование в составе чечено-ингушской актерской студии московского ГИТИСа им. Луначарского. По словам Джамаева – чеченцы и ингуши учились, жили как одна семья – в согласии и братстве. Семён Гушанский сравнивал их с футбольной командой, которая в ответственный момент всегда показывала хорошие результаты. Все учились сплоченно, ответственно, шесть выпускников окончили институт с красными дипломами.
В студийные годы Джамаев всерьез заинтересовался театром. Сначала были этюды, одноактные пьесы, такие как – “Завтрак у предводителя” Т.Тургенев, отрывок “Сильное чувство” И.Ильфа и Е. Петрова, дипломными работами стали “Отелло” У.Шекспира и “Дон Кихот” М.Сервантеса. После защиты диплома оба спектакля выпускники привезли в Грозный, прошли показы на сцене Чеченского-Ингушского театра, после чего “Отелло” был включен в репертуар национального театра – это стало большим событием для республики.
В 1973 году Джамаев с отличием окончил ГИТИС. С 1975 по 1976 год он служил в Советской армии. После демобилизации был принят в труппу Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова (позднее переименован в Чеченский государственный драматический театр имени Х. Нурадилова) и стал одним из ведущих артистов Чеченского театра.
Успех пришел к Джамаеву незамедлительно, как актер он стал известен по роли Яго в спектакле «Отелло». Дальнейшая карьера сложилась великолепно, залы рукоплескали его актерскому таланту, им были сыграны десятки сложнейших ролей, многие из них – главные. Джамаев предан театру и с годами его творческий багаж становится все весомее и значимее, особенно для Чеченского театра, которому он отдал 47 лет жизни.
На протяжении многих лет его любят зрители, каждый его выход на сцену вызывает оживление в зале и закономерные аплодисменты.
Из поколения в поколение коллеги по театральному цеху относятся к нему с нескрываемым уважением и восхищаются его профессионализмом, пунктуальностью, дисциплинированностью, добросовестной работой, вниманием к поставленным задачам, невероятным чувством ответственности за роль, которую ему предстоит исполнить. Амран Германович внимателен и учтив к партнерам по спектаклю, независимо от их возраста, обладает чувством такта, врожденной интеллигентностью, в поступках руководствуется высокими нравственными ориентирами. Он является одним из лучших представителей театрального искусства своей эпохи.
Вспомним лучшие роли знаменитого актера: “Муж моей жены” – Эльбрус, “Оптимистическая трагедия” – Вайнонен, “Слуга двух господ” – Труффальдино, “Песни вайнахов” – Жухург, “Когда гибнут сыновья” – Макшарип, “Совдат и Дауд” – Хамид, “Лийрбоцурш” (“Бессмертные”) – Ханпаша Нурадилов, “Отелло” – Яго, “Черная коса” – Зовр, “Святая святых” – Санду, “Здрасьте, я ваша тетя” – Бабе Баберлей, “Дон Кихот Ламанчский” – Цирюльник, “Земля отцов” – Жухург, “Марнаний, ялх нуссий” (“Свекровь и шестеро невесток”) – Мамур, “Мнимый больной” – Клеант, “Ричард III” – Кларенс, “Кориолан” – Сенатор, “Лениниана” – Герберт Уэллс, “Чудаки” – Т1алаб, “Моцарт и Сальери” – Моцарт, “Скупой рыцарь” – Альбер, “Скапен, спаси любовь”” – Скапен, “Волшебные сказки Сулеймана” – волшебник, “Инспектор ОБХСС” – Вомед, “Храбрый Кикила” – Вахушти, “И дальше века длится день” – Абубалиб Куттыбаев, “Нигат” (“Обет”) – Д.Дудаев, “Проделки Кикиморы” – волшебник, “Асхаб Бендер” – Жарап, “Маленький принц” – Деловой человек, “Шейх Мансур” – князь Потемкин, “Бешто” – Мулла, “Женитьба Бальзаминова” – Бальзаминов, “Женитьба” – Кочкарев, “Кровавая свадьба” – Смерть, “Из тьмы веков” – Янд, “Свобода или смерть” – Лазарев, “Къематан де х1оьттича” (“Когда рушится мир”) – Поручик, “Махкана совбоьвлла к1ентий” (“Парни, отвергнутые Родиной”) – Зайнди, “Два арбуза в одной руке” – Юсуп, “Немая жена” – Леонард Боталь, “Рыцари Кавказских гор” – М.Лермонтов, “Предложение” – Ломов, “Бож-Али” – Сутарби, “Шен ц1а – ц1е ц1а” (“Свой дом – красный дом, или Дорога домой!”) – сотрудник миграционной службы Франции, “Лаьмнел лекха” (“Выше гор”) – Бахьа, “Турпалхочун беркат” (“Наследие героя”) – Лазарь Натанович, “Къонахчун дош” (“Слово мужчины”) – Верас, “Нохчийн махкахь, нохчийн маттахь” (“В родном краю, на родном языке”) – писатель Халид Ошаев, “Нохчийн махкахь, нохчийн маттахь” – часть 2 (“В родном краю, на родном языке”) – писатель Абузар Айдамиров, “Ша т1ехь йина г1ала” (“Башня, построенная на льду”) – Вазраил, “Ворда хаьрцича – некъ карийна” (“Арба перевернулась – дорога нашлась”) – Йовель, “Лермонтов -Кавказ” – Шприх, “Ханума” – Акоп, “Денисолт” – юродивый Хама, “Марчо эца вахнарг” (“Ушедший за саваном”) – скрипач, “Время героев” – старец, “Ночной переполох” – Хусто, отец Лео и многие другие.
В тяжелые 2000-е годы Амран Германович стал совмещать работу в театре с работой преподавателем кафедры актерского мастерства филологического факультета Чеченского государственного университета. Обладая значительным театральным опытом, пройдя годы обучения в ГИТИСе ему было что сказать студентам, и какие знания передать. Не имея за плечами опыта педагогической деятельности и в большей степени стремясь поддержать начинающих актеров он говорил студентам: “Я сам учусь вместе с вами. Вы учитесь быть актерами, а я педагогом”. Своим ученикам он всегда рекомендовал проявлять любознательность, посещать театры, узнавать о премьерах, быть наблюдательными и пытливыми, начитанными и вооруженными знаниями в театральном деле. Амран Джамаев также имеет опыт и режиссерской работы – комедия “Новые соседи”. На данный момент он является Заведующим труппы Чеченского театра.
Сердечно желаем Амрану Германовичу крепкого здоровья, долгих лет творческой жизни, вдохновения и новых успехов!